Театрализованная
деятельность в ДОУ
Развитие художественно-творческих
способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Игра – наиболее доступный ребенку и
интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и
эмоций.
Театрализация - это в первую очередь
импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее
видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе
осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного
произведения.
Особенности
театрализованных игр
Литературная или фольклорная основа их
содержания.
Наличие зрителей.
В театрализованной игре осуществляется
эмоциональное развитие:
•
дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
•
осваивают способы их внешнего выражения,
•
осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для
речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение
выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством
самовыражения и самореализации ребенка.
Противоречие между развивающим потенциалом
театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном
учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно
обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.
Театрализованные игры можно разделить на
две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою
очередь, подразделяется на несколько видов) .
В
играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности.
Видами драматизации являются:
·
игры-имитации
образов животных, людей, литературных персонажей;
·
ролевые
диалоги на основе текста;
·
инсценировки
произведений;
·
постановки
спектаклей по одному или нескольким произведениям;
·
игры-импровизации
с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В
режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок,
организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».
«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства
вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с
разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и
объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Классификация
театрализованных игр
Кукольный театр - это волшебный мир - одна из
самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического
театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен.
Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой
опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую
кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне,
купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Игры в кукольный театр:
•
Настольный театр.
•
Театр на руке.
•
Напольные куклы.
•
Стендовый театр.
•
Верховые куклы.
•
Театр живой куклы
В
играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности
Игры - драматизации
Инсценирование
потешек
Инсценирование небольших сказок
Инсценирование песен
Инсценироваание небольших литературных текстов
Творчество детей
Игры - спектакли характеризуются
переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам,
но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной
деятельности,
Большое и разностороннее влияние
театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное
ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом
удовольствие.
Требования
к театрализованной игре
Разнообразие тематики содержания.
Постоянное, ежедневное включение
театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах
подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с
взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Требования к занятиям, включающим
театрализованную игру:
Развитие речи и навыков театральной
исполнительской деятельности.
Создание атмосферы творчества.
Развитие музыкальных способностей.
Социально-эмоциональное развитие.
Театрализованное
занятие включает в себя-
Просмотр кукольных сценок.
Театрализованной игры.
Разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок.
Использованы материалы
сайта:
www.maaam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou-8812.html